.
Экспертиза бань и печей
Кирпичная печь для бани Металлическая печь для бани банная буржуйка
Кирпич.печь Метал.печь
00 -
БАНИ особые•
Печи в доме, в саду
Шведка отопительно-варочная печь Барбекю, мангалы
01
Печь Камин Мангал
7 типов
Дымоходы, сэндвич, Шидель, Тона, Домус
02
Дымоход
Мастера
Гильдия печников, печники
03
Печники
Парение
Парильщик в парной
04
В парной
00 Бани особые
0 Бани - предслов.
1 Идеальная
2 Пассаж
3 Царская
4 Римская
5 Темаскаль
6.Бритиш Б.
7.БОР  Хаммам
 
 
 
 
 
Стрелка
Бани Чёрные и Мини
 Бологое
Себеж
Шукшин
Деревенская
5  МиниБани
Белый
 
 
 
 
 
Где мы? >  Главная > 00 Бани особые > Локал.Меню

Темаскаль – Temazcal
Магия огня и воды

Начало . . Конец
«Мы потеряли связь с основными элементами бытия - землей, водой, воздухом и огнем…
Мы находимся или в прошлом или будущем, мы не умеем быть в "сегодня";
этому контакту - с настоящим и с существующим - посвящается Темаскаль…»
Дон Герардо
   Все началось с приезда моего друга из Куэрнаваки. Жил человек, обычный, ищущий, правда, открытый новым ощущениям. И попал в баню… Ну не первый, конечно, раз: в России друзья баней угощали, настоящей, по высшему классу, да не проникся как-то... Не хочу, говорит, обижать никого, да только жарко, не легко…
   Знает мой друг хорошо Мексику, живет здесь уже почти 8 лет, видит больше, чем "смотреть", путешествовал, к народу, в общем, близок. Пригласили его в Темаскаль в этой самой Куэрнаваке, "странно", - говорит - "не слышал раньше. Что там делают? Парятся… не… не хочу. Что значит "не баня"?! Если парятся, то это баня…"

Вернулся он из Куэрнаваки - чумной. "Мне Темаскаль нужен, здесь, на Юкатане, и каждую неделю желательно, это", - говорит - "необходимость не столько физиологическая (она безусловна), но эспиритуальная".
В течение месяца построил Темаскаль в Канкуне. Со специалистами.
Привез шамана (Дона Герардо) из деревни, потомственного темаскальщика. Кружил он (шаман), искал "правильный" кусок земли, и нашел - в джунглях, хорошее место. Свел с ума строителей, своих же деревенских, а они не слышали о Темаскале: "это вы - голубая индейская кровь, слишком память хороша". "Какая уж память", - улыбается шаман - "это генетика…
"Темаскаль круглый, как иглу, из красного кирпича, круглое окошко сверху (пуерта де ариба - "верхняя дверь") и основной выход-вход сориентирован на юг (а сур). "Наша дорога (вида -"жизнь") начинается на севере", - говорит шаман - "и направляется на юг, вы проживаете Темаскаль и выходите на юг, таким образом, вы начинаете свой путь, свою жизнь - с севера на юг. Темаскаль - это чрево Матери-Земли, женщины, которая Вас рожает, да и условия здесь не лучше", - смеется шаман - "влажно, жарко, терпеть надо…" Дон Хуан рассказывает, что в отличие от индейцев, испанцы не… мылись, и, видимо им (испанцам), каждодневный ритуал омовения, показался более чем странным.
Купол Темаскаля
Кроме того, ритуал сопровождался песнопениями, молитвами, происходил в полуобнаженном (а может и не в полу…) виде и этого, конечно, испанцы-пуритане не могли вынести.

Темаскаль был запрещен повсеместно, "они (испанцы) не понимали, что это была, в первую очередь, домашняя клиника, здесь рожали наши женщины, сюда их приводили и после родов, здесь лечили…" - добавляет шаман.
Темаскаль был построен по всем правилам, нюансы которых знал только Дон Герардо, он же его и освятил (в ночь полной луны). Из леса возвращалось громогласное эхо: "инлакеч - алакен! Инлакеч - алакен! Ты - это я, я - это ты!!
Пор тодос мис реласьёнес! Все относительно меня!" Эта смесь языка майя и испанского даже смешила. "Все, сдались, сдались" - думала я, присутствуя на этом значительном культурном мероприятии. Друг мой обезумел совершенно, был абсолютно неутомим, таскал воду из колодца и, под чутким руководством шамана, готовил ее для использования в Темаскале.
"Надо добавить 7 освященных трав в воду, которая будет соприкасаться с камнями-дедушками" - цитировал он шамана. "Дедушки-камни" - так ласково и уважительно мы их называем, камни специальные, вулканические,
Камни
привезенные специально из Пуэблы. Каждый внос камней, их четыре, (пьедра кальенте! - "горячий камень!" - кричим громко и вместе) сопровождается нашим заунывным, но бодрым, приветствием камней и выражением уважения к ним "Яхуууу…!
"Между каждым вносом камней около 20 минут, 20 минут постепенного и усиливающегося потения и опьянения от запахов. Акустика в Темаскале - замечательная, любая мантра (слог, слово, что угодно) входит с пол оборота в звуковой резонанс, ну а там где резонанс - там сила. Мы друг друга не видим (темно, все входы закрыты), но чувствуем исключительно. "Tierra - mi cuerpo, aqua - mi sangre, aire - mi aliento, fuego - mi espiritu" - это все слова самой замечательной песни, которую я слышала в течении моей жизни." Земля - мое тело, вода - моя кровь, воздух - мой дух, огонь - моя душа." Оказывается, все умеют петь, мелодия простая, красивая, и после нее все хотят "свою" песню спеть.
Абсолютно сюрреалистическое, и очень сильное впечатление - русские песни в Темаскале… Дон Герардо это уже понял, ласково просит у "наших", не у нас… "Es increible, es por su alma!" "Это удивительно, это из-за вашей души" - все повторяет.
Дальше мякоть свежего алое, его сильный запах (у каждого свои ассоциации) - и волосы обмажь, шепчут, чай еле теплый, вкусно…
Палатка Темаскаль снаружи
Выходишь, шатаясь к колодцу, ведро воды. "Не охлаждаться надолго, сразу завернуться в простыню и лечь" - строго наказывает Дон Герардо. И тут-то и начинается тот самый "полет", о котором мне так много говорил мой друг, на расслаблении. Позже (сколько времени прошло не понятно): во рту (кто-то подложил) кусочек папайи, на лице - глиняная маска(косметологи бы позавидовали), а ноги растираются маслом (опять запах - терпкий) самим… Доном Герардо.
Расходятся медленно, народ пробрало, заговорили на испанском, русские смеются в пол голоса, и начинают удаляться по освещенным свечками тропинкам.
Это очень кратко о Темаскале. Друга своего уважаю, даже люблю. Армина Вольперт   http://www.mesoamerica.ru/travel/temazcal.html

Описание

В переводе с языка науатль Темаскаль означает "горячие камни".
Принцип Темаскаля – это нечто среднее между финской сауной и русской баней: раскаленные камни обдаются водой, настоянной на целебных травах. Темаскаль предполагает объединение энергий всех участников с целью создания мощного энергетического канала связи с космосом. Через этот канал мы напитываемся позитивной энергией. Действие древне-индейской бани Темаскаль, как и тантрической практики, направлено на очищение энергетических каналов человека с целью освобождения пути для прохождения энергии Кундалини – энергии Змеи, которая активизирует силы тонкого тела человека. Темаскаль зародился в центре Мексики.
Первое упоминание о нем датируется 900 годом до н.э. С приходом конкистадоров Темаскаль был запрещен. У средневековых испанцев мыться было не принято, поэтому они не могли понять назначения Темаскаля. Им казалось, что индейцы поклоняются там своим богам, так как в Темаскале курился ладан, и трубили в раковины. Испанская инквизиция очень строго относилась к проявлениям язычества.
Из палатки вид
Если в доме у индейца находили ладан, раковину или перышко, то он объявлялся еретиком и подвергался аутодафе. Человек, побывавший в Темаскале, считался заново рожденным. Действительно, там сохраняются три условия, присущие утробе матери: в темаскале темно, тепло и влажно. Некоторые женщины, как в древности, так и в наше время, рожают в Темаскале. При этом голова их находится снаружи для регулирования давления, а тело внутри. Роды происходят легко и безболезненно. А ребенок, выходя из чрева матери, попадает в сходную среду и не испытывает шока.

ТЕМАСКАЛЬ: ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА

Побывать на Юкатане и не узнать, что такое темаскаль, невозможно. Потому что это, наверное, главное – получить тот удивительный опыт, о котором мы разве что читали у Карлоса Кастанеды. Этому старинному ритуалу майя тысячи лет, и тысячи лет люди ищут и находят здесь ответы на очень важные вопросы. Но начнем с того, что темаскаль – баня. Конечно, в России трудно кого-то удивить баней, эта национальная забава у нас всегда была в большом почете. Однако у майя – это прежде всего очищение души, а потом уже тела. Здесь они лечились, здесь рожали их женщины, а мужчины принимали единственно верные решения: ритуал омовения проходил под песнопения и молитвы. Завоеватели-испанцы запретили и практически истребили темаскаль – были они пуритане, да, как известно, и не мылись в те времена. Но знание и опыт майя не умерли, шаманы передавали его из поколения в поколение, и темаскаль дошел до нас – круглый, из красного кирпича, в уединенном месте где-нибудь в джунглях, у воды, он по-прежнему почитается в Мексике чревом матери-Земли, откуда человек выходит обновленным. Все происходит в темноте, где, как считали майя, и зародилась жизнь. Только горит костер рядом с темаскалем – там для него греются вулканические камни, которые, как и тысячу лет назад, берут из священных вулканов Попокатепетль и Ахуско. Во время ритуала используется множество трав, запах которых вместе с горячим паром, идущим из центра темаскаля, наполняет его. Розмарин укрепляет нервную систему, рута очищает энергию, а эвкалипт – дыхание. Ритуал длится долго, песнопения ритмически повторяются, каждый присутствующий отвечает на вопрос шамана, зачем он здесь, чего ищет, чего ждет. Инипи Темаскаль Вас попросят вспомнить самое первое впечатление детства, первый проблеск, а потом поведут вперед по лабиринтам памяти, чтобы вдруг вы смогли про себя все понять.
И в какой-то момент уже не чувствуется влажный жар, казавшийся непереносимым, пропадает ощущение времени – как и скепсис, который простителен человеку, только вчера прилетевшему в эту страну не просто с другого конца света – из другого мира. А потом будут прохладная вода, сочное алоэ по всему телу, чай с имбирем, который возвращает энергию. И молчание каждого о своем – о том, что узнал. В темаскале майя проводили в том числе и ритуал бракосочетания, считая, что мужчина и женщина именно здесь постигают смысл своих отношений, свою связь и единение. Сейчас этот опыт возможен для всех.  
http://hello.ru/articles/bolshoe_prikluchenie.html
Уитчоль
Помните путешествия Карлоса Кастаньеды?...
Помните путешествия Карлоса Кастаньеды сквозь пространства под руководством Дона Хуана и благодаря кактусу-пейоте? Голубой цветок, существующий во многих плоскостях и формах. Путь сквозь пространства сопровождается сменой цветов и узоров, мотивы которых, позже, по возвращении, вы увидите в россыпи цветных бусинок браслетов и поясов. Цветок превращается в оленя, переливающегося в змею. Он может быть вашим защитником и союзником. Он всегда учит. Особенно, когда вы посвящаете ему жизнь.
Есть люди, для которых путешествия сквозь пространства времени это цель жизни и ее форма. Это то, что сохраняет их древнюю историю и традицию, это то, что заставило выжить в кровавой истории испанской конкисты.

Уичоли - это одна из самых сохраненных этнических групп Мексики. Сегодня их относят к району современных штатов: Халиско, Наярит, Дуранго и Сакатекас. Существует пять основных поселений: Tuxpan de Bolanos, San Sabastian Teponahuastla, Santa Catarina, San Andres Comiata и Guadalupe Ocotan. Но их дух ищет приключений, заставляет постоянно двигаться и создает потоки движущихся мужчин с одного берега реки на другой, из одной долины в другую.
Инипи
Это движение объясняется традицей уичолей обязательно посетить в течении своей жизни «пять священных мест». Они переходят с места на место, создавая впечатление повсеместного присутствия. Они выходят в месячные странствия до штата San Luis Potosi, в ритуалах сбора и принятия пейоте. Они собираются «на своей земле» только в связи с важным праздником или к началу сезона дождей, чтобы подготовиться с посеву кукурузы.
Уичоли говорят на языке, который уходит корнями в юто-ацтекскую и наутльскую группу языков.
У уичолей есть четко сформированное представление о собственной уникальности. Они называют друг друга «wuixarica», или «дети солнца», а всех нас - "tehuris" - «белые» или «соседи».
Их можно увидеть почти во всей Мексике. Но страннее всего их было видеть в Канкуне.
Если можно представить себе неэзотерическое место в Мексике, то это - Канкун. Это никак не умаляет его преимущества, как курорта, но за Мексикой надо выезжать за пределы города.
Представьте себе, ярко разряженных индейцев, в бело-красных одеждах, в шляпах с перьями и бусинками, на фоне накачанных, зататуированных тел американских туристов в майках Gold Gym. Мы встретили уичолей в аэропорту Канкуна. Выяснилось, что они прибыли для сбора средств в пользу своей общины. По доброй традиции, мы в ту же ночь организовали встречу в бане, в Темаскале (О Темаскале).
Это была самая длинная ночь моей жизни. Она началась с подробного объяснения ритуала. Выяснилось, что его будет проводить Маракаме - или шаман, духовное лицо, в обязанности которого входит проведение всех церемоний. Это право он получает по наследству. Маракаме также проводит ритуалы физического и духовного очищения. Есть разные виды специализаций маракаме-лекаря: костоправ, «высасывающий инфекции» - лечение инфекционных заболеваний, «дымовики» - лечение любых видов заболеваний посредством дыма различных видов табака. Есть также «певуны» (cantador), которые могут включать любую из предыдущих форм.
Нашего Маракаме сопровождал помощник и темаскалеро (банщик). Мы стояли вокруг костра, легкое волнение и запах ладана окутывали нас. Маракаме светился в темноте белизной своей церемониальной одежды: длинная белая рубашка (kutuni) с вышивкой в виде красных птиц (у помощника - красные олени) и вырезанными по внутренней части рук рукавами, широкие белые штаны, доходящие до щиколоток (huerruri), тоже с вышивкой, tubarra - повязанный вокруг шеи платок и rupurero - соломенная шляпа с голубиными перьями и узорами из цветных бусинок.
Инипи внутри Темаскаль
Шляпа произвела на меня гипнотическое впечатление: маракаме начал говорить и бусинки начали медленно раскачиваться в такт его речи. Это завораживало и не давало возможности от него отвлечься. Его речь была странной, прерывистой. Он медленно подбирал слова, и было ясно, что испанский для него - не родной язык. Основное указание для нас было - не бояться. От этого стало еще страшнее. Нас готовили к приему «лекарства». «Лекарством» назвали пейоте, т.к. слово «пейоте» - это слэнг и неуважение, как объяснил нам помощник маракаме.
Сначала был Темаскаль (О Темаскале). Мы парились и пели, вдыхая аромат ментола и эвкалипта. На пике потения, обмазались медом и столетником, счастливые и сладкие обмылись водой из колодца. Мы были готовы «к лечению»
Пока мы парились, маракаме готовил алтарь: расстелив цветной ковер на земле, он перекладывал пучки перьев и свечки. Доставал разные пакетики из цветных сумок - пейотерас.
Дальше, по одному, нас приглашали подойти к Маракаме и получить свою порцию лекарства. Это был сладкий напиток с очень горьким порошком. «Не бояться и принять...» - твердила я про себя слова Карлоса (помощника), принимая дрожащими руками, освященный Маракаме, напиток.
Маракаме сел на землю, лицом к алтарю. И песня начала подниматься над костром вязкой и заволакивающей мелодией. Это был странный язык, непевучий и певучий одновременно, он не ассоциировался ни с одним языком. На этом этапе я еще искала ассоциации, я хотела запомнить слово, слог, припев. Тщетно.
Песня длилась семь часов. Казалось, приближается момент погашения звуковой волны, но нет...снова и снова мелодия оживала. Несколько раз, за эти семь часов, я была на грани срыва и, даже, ярости. Но стоило опять вслушаться в бесконечную вязь этой бесконечной песни, и можно «двигаться дальше».
Мне казалась, что «лекарство» прошло мимо меня, ведь мне хотелось таких банальных вещей как одеяло, душ.
Помню, несколько раз я истерически выходила из круга, пытаясь скинуть с себя наваждение усталости, холода и злости. Мир не реагировал. Вернее, не реагировал на меня. Началась рвота. Гениальный способ привлечения внимания. «Рвота - это очень хорошо», сказал Карлос и вложил мне в ладонь большой кристал. Закрыл ладонь и вернулся к костру. Стало легче, я чуствовала как вся ярость уходит в кристал, сжатый в ладони. Когда через 4 часа я разжала ладонь, камень кипел.
Плохо помню как начало светать. Мне казалось, что кроме бессилия, притупленной злости и усталости, нет ничего в мире.
Люди начали медленно двигаться, я их не узнавала. Каждый один на один в борьбе этой ночи. И вдруг....я не сразу поняла, что так изменилось в мире - Маракаме прекратил свою песню. Пришло утро. И тут начался странный оптический эффект. Все стало выпуклым и цветным. Все деревья, листья, цвета - выпуклые. Такого буйства красок леса не было раньше в моей жизни. Я пыталась время от времени закрывать глава, «тушить» интенсивность цвета. Это не помогало. Сила цвета исчезла сама, через сутки.
В первые часы после восхода солнца Маракаме лечил. Он проводил пучком перьев по сидящему человеку, время от времени припадая к концу перьев, как к трубочке, «пил» из них, «высасывал инфекцию». Потом подходил к костру и, вынув изо рта маленький камешек, отдавал его огню.
Добравшись до одеяла и душа, оказалось, что усталость куда-то улетучилась, спать не хотелось. И сегодня, через месяц, подумываю, не присоединиться ли к походу маракаме в Виракоче (земля обетованная уичолей), куда они отправляются в феврале. Не хотите ли и вы к ним присоединиться?

Армина Вольперт
http://www.zenstudio.ee/temaskal.htm
Инипи - Баня между небом и землей
Раннее утро. Катер, медленно покачиваясь, направлялся к острову. Множество бликов от солнца отражалось в волнах. Еще недавно прошел дождь и сейчас, когда вышло солнце, вдали над островом появилась радуга – хороший знак.
Может все еще не отошли полностью ото сна, а может, не хотели перекрикивать мотор катера, но разговоров не было, только урчание двигателя и плеск воды за бортом. Так начинался новый день, в который нам предстоит участвовать в совершенно волшебном событии. С самого утра, в такой день, внимательно прислушиваются ко всем происходящим ситуациям, всматриваются во все вокруг. Это своеобразный переходный этап, когда окружающая природа общается с нами наиболее интенсивно.
Вот над водой пролетели две птицы, очень низко и быстро. Но главное – в попутном направлении, это добрый знак, значит «зеленый свет». Но причалить катер с первого раза не смог, заходили заново – это недобрый знак, ждут испытания.
Индейская паровая баня – непростая сауна. Это особый ритуал, одновременно интересный и загадочный. Наиболее частое название Инипи или Темаскаль, что с языка нагуатль означает «дом горячих камней». Такая баня служит не только для прогрева тела, но способствует духовному единению и очищению.
По традиции, перед началом бани, за сутки, стараются не употреблять спиртного, не курят и воздерживаются от еды. Весь предыдущий день посвящен созерцанию. Очень хорошо, когда к месту проведения необходимо дойти пешком 3-5 километров. За несколько часов до начала церемонии, все участвующие понижают голос почти до шепота или вообще, проводят это время молча. Это замечательный момент, когда окружающая природа, ее звуки, ветер, шум моря, полет облаков и раскачивание сосен становятся для нас намного сильнее и важнее. Привычные слова и мысли сами по себе затихают, и в какое-то мгновение мы замечаем, что понимаем друг друга с одного взгляда, с одного жеста.
Каменный мальчик – Иньян Хокши
Все начинается с выбора места для бани. Это должно быть вблизи водоема, будь то море, озеро или река. Чтобы определить нужное место, необходимо хорошо разбираться в ландшафте, растительности и особых знаках. Например, на каждом озере есть удачная и неблагоприятная сторона, на реке есть изгибы, по которым определяется лучший берег. Баню нельзя ставить на возвышенности, на ветру или в «опасном» лесу, который может «запутать». При определении места учитывают окружающие тропы, ландшафт, следы животных и сопутствующие благоприятные знаки.
Здесь я хочу сделать отвлечение и передать вам рассказ о том, как был построен первый Инипи.
Об этом рассказывает старая история, которая передается среди индейцев. История об Иньян Хокши - Каменном Мальчике.
Когда-то жила-была девочка, и у нее было пять братьев. Она жила с ними, готовила им пищу, шила одежду из шкур, и все годы они были вместе. Каждый день пятеро братьев уходили на охоту и выслеживали дичь, а утомившись, ставили типи где придется. Однажды они пришли к каньону, по которому бежал ручей. Они почувствовали, что здесь им очень хорошо, но не могли понять, почему. На следующий день все братья отправились на охоту, каждый сам по себе, но когда стемнело, вернулось только четверо. Однако, им не пришло в голову, что пятый брат, возможно, убит. На следующее утро братья опять ушли на охоту, а вечером вернулось только трое. Им стало страшно, но на охоту все равно надо было идти, чтобы не умереть с голоду. Каждый раз, когда они уходили, один из братьев не возвращался, и, наконец, девочка осталась одна. Она не знала, что делать, ведь рядом с ней не было никого, кто добыл бы ей еду или защитил ее. Она не знала, как попросить духов о помощи, потому что в те времена, а это было давно, люди еще не знали церемоний обращения к духам. Они не танцевали и не курили трубку.
Девочке захотелось умереть, она поднялась на холм и заплакала. А потом подобрала большой круглый камень и проглотила его. "Это меня убьет" - подумала она. Но стоило ей проглотить камень, как она сразу почувствовала радость. Она выпила немного воды, и камень зашевелился. Она была беременна, хотя и не подозревала об этом. А через четыре дня родила сына.
Этот Каменный Мальчик, Иньян Хокши, рос очень быстро, через неделю он выглядел как годовалый ребенок. Мать не позволяла ему отходить далеко, она боялась, что он потеряется, так же как и пять ее братьев. Они питались корнями и растениями. Но однажды Каменный Мальчик сделал лук и стрелы. Он взял камень и отколол от него маленький кусочек. Получилось острие, которое он закрепил на древке. То была первая стрела с каменным наконечником. До этого охотники пользовались только заостренными палками, которые обжигали на огне.
Как только мать увидела лук и стрелы, она заплакала. "Почему ты плачешь?"- спросил Каменный Мальчик. "Я не могу видеть эти вещи,- ответила она.- Ты уйдешь на охоту и не вернешься." И она рассказала ему о том, как исчезли его дяди.
"Сделай мне пару мокасин и приготовь еды в дорогу. Я должен пойти и найти их,"- сказал он. "А если ты не вернешься, что тогда будет со мной?"- спросила его мать. Он улыбнулся и ответил: "Я вернусь со своими дядями."
Рано утром он отправился в путь, и к концу дня почувствовал запах. Он пошел туда, откуда доносился запах, и увидел типи, перед которым сидела безобразная старуха. Рядом с ней к типи были прислонены пять больших свертков. Она пригласила Каменного Мальчика к себе и угостила его мясом. Когда стемнело, он захотел лечь спать, но старуха сказала: "У меня болит спина. Я хочу, чтобы ты помял ее, или лучше походи по ней, тогда мне полегчает."
Каменный Мальчик стал бегать взад-вперед по огромной спине старухи и вдруг заметил, что из ее позвоночника показалось что-то длинное и конусообразное. "Этим она и убила моих дядей" - сказал он себе. Тогда он подпрыгнул высоко в воздух, с силой ударил старуху и сломал ей шею.
Разведя большой костер, он бросил в него тело старухи и сжег ее в пепел. Потом он осмотрел пять больших свертков и подумал: "Может быть, это тела моих дядей?" Вдруг он почувствовал приближение духов, и услышал их голоса. Они сказали ему, что нужно построить небольшое жилище из ивовых прутьев, а пять свертков расположить по кругу внутри. Затем перекатить раскаленные на костре камни в центр жилища, принести воду в кожаной посуде и вылить на них.
Он поблагодарил духов и сказал: "Это вы привели меня сюда." Затем накрыл хижину так, чтобы горячий воздух не мог выходить наружу. Внутри стало темно. Вдруг Каменный Мальчик услышал, как в темноте что-то зашевелилось. Это души возвращались в тела, лежавшие в свертках. Когда он в четвертый раз вылил воду на камни, его дяди ожили. Они заговорили, стали петь. "С этого дня потельня должна стать для нас священной, - сказал один дядя.- Она даст нам крепкое здоровье и очистит нас." Так был проведен первый инипи.
Палатка извне – Вселенная изнутри
Старая легенда указывает, что первыми стали почитаться камни. Их собирают по всей округе, но сначала те, которые лежат на возвышенностях и на открытом пространстве. Это сама земля, превращенная в камень. Берут только те камни, которые не блестят, они лучше выдерживают жар и не раскалываются. Камни священны, их называют дедушками. Особые те, которые имеют узор.
Для разогрева камней собирают дрова. Самые предпочтительные – это дрова из тополя, священное дерево. Хотя подойдут и любые другие.

На месте, где будет находиться баня, выкапывают круглую или квадратную яму, в которую потом кладутся камни. Земля, на которой мы сидим - наша Мать, все живое происходит от нее. При этом мы молимся Великому Духу. Его сила концентрируется в этой яме, которая во время церемонии обозначает центр Земли. Вынутая земля тщательно собирается, и из нее делается маленькая насыпь - тропинка для духов, длиной до десяти шагов. Она ведет из хижины на небольшой холмик, называемый Унчи - Бабушка. Это земля сиу.
Затем собираются двенадцать прутьев для инипи. Лучше всего подходят прутья из белой ивы или рябины, они хорошо сгибаются. Прутья располагают по кругу, загибают и связывают так, чтобы образовался каркас наподобие палатки. Этот каркас, как скелет человека. Расстановка прутьев должна быть такой, чтобы сверху образовался квадрат, ориентированный по четырем сторонам света. Вход направляется на восток. Сверху каркас накрывают покрывалами и одеялами, которые приносят с собой участники, вкладывая в общее дело, часть самого себя.
Индейская баня – это также символ нового рождения. Здесь потельня – утроба Матери- Земли, где темно и тесно. Тропа от палатки ведет на Восток, к новому рождению, где появляется свет, когда откидывается полог. После церемонии заворачиваются плотно в ткань, словно новорожденный младенец.
Настоящая палатка-потельня небольшая по размерам, однако, для участников, она обозначает целую вселенную, в которой соединяются духи живых существ и неживых предметов. Здесь присутствуют четыре стихии: вода, земля, огонь и воздух.
Немного в стороне от Унчи - холма, к которому ведет тропинка из потельни, разжигается костер, в котором накаляют камни. На землю кладут только четыре полена в направлении с востока на запад, а потом четыре - с севера на юг. На эту основу кладется хворост, в виде каркаса типи. Это символизирует четыре стороны света, Землю и Небо. Кроме того, поленья означают типи с участниками внутри. Это значит, что мы - часть Вселенной, А Вселенная - часть нас.
Перед входом в парильню устанавливается самый большой и красивый камень – это алтарь, на который каждый кладет свой дар. Это может быть табак, красная лента или блестящий предмет. Также принято делать подарки костровому, тому, кто прогревает «дедушек-камней». Костровой сам зажигает костер и раскладывает камни. С момента разжигания, действие начинается, теперь никто кроме кострового не занимается огнем.
Около палатки устанавливается ведро с сырой водой, она символизирует воду жизни. Пол внутри потельни посыпается шалфеем. Это значит, что души всех живых существ будут присутствовать и оказывать помощь.
С момента начала действия, инипи нельзя фотографировать, это сакральный процесс и его нельзя «уносить» с собой. Действие происходит до наступления темноты.
Первым, внутрь бани, входит руководитель церемонии. Он разогревает палатку и наполняет ее дымом душистых растений. После этого остальные могут войти вовнутрь. В тот момент, когда ты сгибаешься, вползая в палатку, ты как бы зверь, что лезет в свою пещеру. Это должно напомнить тебе о том, что ты родственник всем четвероногим. Мы вползаем внутрь в направлении по часовой стрелки. Руководитель садится справа у входа, его помощник - слева. Остальные располагаются произвольно.
Снаружи, костровой начинает подносить раскаленные камни, которые приветствуют все участники или просто говорят: «спасибо».. Количество камней указывает руководитель, а помощник внимательно их считает. В это время никто не должен пересекать линию между потельней и костровым.
Первый камень помещается точно в центр ямки - для Матери-Земли. Потом мы обкладываем его четырьмя другими, по одному с каждой стороны света, откуда дуют ветры. Следующий камень опускают также в центр, поверх первого - он предназначен для Неба и Отца, Великого Духа. Когда первые шесть камней распределены, остальные кладут как угодно. Если церемония предназначена для исцеления от болезни, то используют еще двенадцать камней, в особых случаях их число доходит до пятидесяти. Это специальные камни, символизирующие растения, животных, насекомых.
«Дедушек» посыпают шалфеем, и он сгорает на камнях словно звезды. Помощник закрывает полог и следит, чтобы ни один луч света не проникал внутрь. Руководитель выливает или выплескивает воду на раскаленные камни. Раньше для этого брали пучок шалфея или других ароматных трав. Теперь также используют черпак. Ледяная вода и раскаленные камни - так происходит слияние Земли и Неба, живой воды и священного дыхания Великого Духа, так соединяются Великий Отец с Великой Матерью. Мы дышим ею, пьем воду - белый пар, символизирующий облака, живые души, саму жизнь. Жар очень силен. Легкие вдыхают огонь, и кто этого не выдерживает, начинает петь. Затем помощник открывает клапан, чтобы впустить свежий воздух.
Затем следующий раунд. Кругом темно, только таинственное свечение исходит от горячих камней. Душно, и постепенно становится все жарче. Люди сидят в молчании, ерзают, пытаются найти удобное положение, привыкают к жаре, нюхают шалфей и думают о том, что они заперты в таком крошечном душном помещении. Через несколько минут руководитель обращается к собравшимся. Он говорит, что они пришли сюда для того, чтобы разделить испытание Палатки Потения, чтобы воспарить духом и обрести здоровье. Он посвящает церемонию своему отцу и деду и воздает молитвы четырем сторонам света, "Отцу Небу" и "Матери Земле". Он посыпает камни травами, палатка наполняется благоуханием. Затем он начинает подливать на раскаленные камни. Раздается резкое шипение. Сначала свечение от камней угасает, но потом появляется снова. Вода опять льется на камни. С низкого свода хижины волна сырого горячего пара оседает на головы и плечи собравшихся. Несколько человек
Одно из ценнейших свойств индейской бани – это единство и взаимопонимание между нами. Когда нет нужды в словах, когда дух и тело стремятся в одном направлении.
затягивает песню; стоит гул от низких голосов. Еще вода, и новые клубы пара поднимаются из ямы. Температура стремительно поднимается. Сауна или баня - ничто по сравнению с этим. Невыносимый жар распространяется короткими волнами; сперва он обволакивает тело, потом превращается в сплошную завесу пара.

Вода попадает на камни все чаще и чаще. Чтобы совладать с волнами жара, собравшиеся начинают петь более серьезно, используя звук как объект сосредоточения. Сначала песня состоит из ритмичного постоянного "Ом", но с усилением жара она прерывается криками, хлопаньем в ладоши и воплями. А испытание становится все тяжелее и тяжелее, и люди начинают спрашивать себя: "Сколько я еще выдержу?", "Когда это закончится?", и даже "Зачем я это делаю?" Вдруг криком "Мы все родственники", руководитель объявляет, что делается перерыв. Двери открываются, люди выползают из пара и окунаются в холодную воду или просто стоят на ветру. Вынырнув из холодной воды, они кричат еще сильнее, а затем ложатся на землю, перед тем как вернуться в хижину и принять новую дозу пара от новых камней.
Иногда мы молча сидим в потельне и думаем о том, что есть инипи. Мы закрываем глаза и слушаем шипение воды на раскаленных добела камнях - слушаем, что они нам рассказывают. Потом по ним пробегают маленькие искорки - так появляются мысль, дух. Иногда вся палатка сотрясается и дрожит, когда раздается звук барабана или бубна. Перед тобою весь жар и сила земли. Ты вдыхаешь их. Силы проникают внутрь, освящая тебя. Пар уходит сквозь щели, но сила наполняет твое тело, твой дух. Она излечивает от многих болезней. Чудеса лечат твою душу. Инипи - наш маленький храм.
Проводятся четыре круга. Четыре раза руководитель подливает воду на камни. Традиционно между кругами никто не выходит, а лишь приоткрывается полог, но в нашей потельне желающие могут выйти на свежий воздух.
Когда откроют дверь, можно говорить о чудесах, или просто о том, как хорошо и приятно сидеть в потельне. После того, как пройдет четыре круга, мы говорим: "Все мои родственники", и этим церемония заканчивается. Мы покидаем потельню, двигаясь по солнцу, по часовой стрелке. Мы пьем холодную воду и очищаем свои тела листьями шалфея. Мы выходим с чувством успокоения, счастья, с ясной головой. Мы знаем, что совершили что-то хорошее не только для себя, но и для всех живых существ.
Индейцы используют инипи как религиозный и лечебный ритуал. Они парятся перед битвой и перед церемониями, чтобы очиститься и стать сильнее. Они говорят, что ощущают присутствие Вакан Танка в священном круге палатки, а шаман часто берет в инипи "духовно больного" друга, чтобы дать ему религиозную силу. Палатка потения
Страдая, мы становимся чище. В Инипи мы сознательно идем на страдания. Это теснота, невыносимый жар и темнота. Все то, что нужно для того, чтобы испытать новое рождение.
также излечивает от многих физических недугов. Создается впечатление, что она устраняет симптомы заболеваний дыхательных путей, в том числе простуд, кашля, сенной лихорадки и бронхита. Разгоняя кровь и прогревая конечности, она лечит от ревматизма и артрита. Кроме того, поскольку лечение паром - сильное средство удаления из тела и крови ядовитых веществ, инипи может помочь собственным защитным системам организма справиться со многими другими недугами.
Многие получают через Инипи толчок для решения затянувшихся проблем, открываются новые возможности, прибавляются силы и освобождается новое дыхание. После каждого такого ритуала, ты уже не тот, что был – ты умираешь и рождаешься заново.
В этом ритуале есть еще одна особенность, которую я должен отметить. Я часто ощущаю тот дух единства, который царил среди участников церемонии инипи. Если выражаться кратко, как будто само тяжкое испытание сплачивало группу. Мы становились более близкими, более родными и понимающими. Одним из проявлений этой перемены является поразительное единодушие, относительно времени окончания обряда.
Во время инипи происходит нечто таинственное и возвышенное. Здесь у нас есть возможность вспомнить о том, что далеко не все мы еще можем объяснить и что есть силы, которых мы еще не знаем. И это не просто единение с природой, это общение с Великим Духом, который правит Вселенной.

Павел Фролов

Начало . . Конец


НАВЕРХ Наверх