|
|
|
||||||||||||||
2. Теория бань - 2006
|
Хошев Ю. М. - 2006Учебник Изд: М., Книга и бизнес, 2006, 232 c. Содержание |
5. Физиологическое восприятие бани 5.1. Строение кожи человека 5.2. Реакция организма на тепловые воздействия 5.3. Понятие переносимости. 5.4. Зависимость ощущений от метеоусловий 6. Чёрные бани 6.1. Человеку костра 6.2. Очаг в пещерах и шалашах 6.3. Мытные землянки и избы 7. Белые бани 7.1. Особенности конструкций 7.2. Парение веником как опахалом 7.3. Парение методом поддач 7.4. Парение горячим мокрым веником 7.5. Увлажнение воздуха паром 7.6. Понятие сырого воздуха 7.7. Понятие "лёгкого пара" 7.8. Потолок как парогенератор (кондиционер) 7.9. Парогенерация и парение 7.10. Элементы "банного мастерства" 8. Современные сауны 8.1. Высокоциркуляционные сауны 8.2. Низкоциркуляционные сауны 8.3. Бесциркуляционные сауны 8.4. Мытные сауны 9. Внеклиматические бани 9.1. Водяные бани (термы) . 9.2. Каменные платформы (хаммамы) 9.3. Душная одежда 9.4. Масляные бани (древнегреческие) 10. Политика бань 10.1. Бытовые, любительские и представительские бани 10.2. Молодёжно-развлекательные бани 10.3. Физиотерапевтические бани 10.4. Мытные бани . Заключение...228 |
СКАЧАТЬ в pdf Хошев Ю. М. - 8 916 311 8336 | ||
Гл. 1-2 | с. 3-37 | |
Гл. 3 | с. 38-59 | |
Гл. 4 | с. 60-111 | |
Гл. 5-6 | с. 112- | |
Гл. 7.8-9 | с. 172- | |
Гл. 10 | с. 210- |
Как много умного написано о всякой чепухе О чём эта книга - Теория бань? |
лишь временно по чисто техническим причинам уступивший лидирующее
место в жизни людей ваннам и душам. Сейчас, говоря о банях, нельзя только
оглядываться назад в прошлое и не пытаться заглянуть в будущее. Это было
бы крайним неуважением к нашим бытовым истокам, которые сейчас многие пытаются
извратить и превратить в исторический реликт, в музейный экспонат. Основной целью настоящего учебика является возрождение массового, прежде всего профессионального интереса к баням, но не в части истории и обычаев, а в плане перспективной сути. При этом мы будем ориентироваться на традиционную высокую техническую грамотность российской аудитории, а потому сделаем акцент на концептуальные, общеметодические аспекты теории. В отличие от всех остальных книг по русским баням, мы не будем уклоняться от самых сложных и подчас щекотливых вопросов. Мы со всей определённостью ответим, что же это такое - русская баня как социальное, физическое и техническое явление. Выясним, зачем, почему и как в банях создаются те самые знаменитые банные условия, при кото рых можно столь комфортно и мыться, и лечиться, и общаться, и отды хать. Поймём, зачем люди парятся и почему при этом потеют по-разному в зависимости от особенностей бани. Установим, почему люди раньше мылись именно в банях, а сейчас в ваннах. Разберёмся, почему бани строились именно так, как строились, а не иначе, и как будут стро иться в будущем. При этом мы не будем цепляться за кирпич и брёвна, за пар и камни, за печи и за веники, пытаясь найти истину в мелочах и частностях. Наша задача заключается в поиске общего (объединяюще го все бани разных эпох и народов), а не особенного (отличающего одни бани от других). Но начнём мы не с технических, а с чисто бытовых социально-исторических моментов, порождающих исключительную многоликость бань и так резко изменявших судьбу бань в прошлом. |
Все горожане твердо знают, 1. Назначения бань |
1.1. Бани мытные и досуговые. |
Посемейные (деревенские, сельские, дачные, квартирные, домовые), в том числе бытовые и хозяйственно-бытовые | Городские, коммунальные, военные, гарнизонные |
Автономные полевые ( нередвижные, мобильные, лагерны, походные, фронтовые) |
Санпропускники, дезинфекционные станции | Мытные (гигиенические) |
Производственно-бытовые (заводские, вахтовые, судовые) |
Декоративные (интерьерные, музейные, экспонатные, рекламные) | БАНИ
|
Физиотерапевтические, лечебно- профилактические, общеоздоровительные |
Спортивно-состязательные (сауна-спорт) | Досуговые (потешные) |
Любительские для эпизодического мытья с веником в целях иидииндуального отдыха |
Представительские (для престижного, делового общения и неформальной обстановке), посольские, охотничьи, рыболовные, гостевые, административные | Развлекательные для отдыха и общения, коллективного
времяпровождения, курортные, клубные, гостиничные, интимные) |
Молодёжные спортивно-развлекательные (аквапарковые,
аттракционные, контрастные, общеоздоровительные) |
Назначение бани определяет её центральное место. В мытной
бане главным помещением является комната для мытья (мыльное отделение, может
быть, и с душем). В любительской бане - парилка с веником. В представительских
гостевых банях - банкетный или каминный зал. В молодежной спортивно-развлекательной
бане - паровые аттракционы, тренажеры, бассейны и т. п. Оформление бань
может быть самым разным, лишь бы основное внимание при постройке бани уделялось
именно центральному месту. А поскольку центральное место у разных бань разное,
то и переделка бани под другие назначения потребует определенных затрат
и усилий. Отметим, что бани без чётко определенного центрального места чаще
всего оказываются декоративными (показными) и используются в качестве престижного
знакового символа материального благополучия владельца, например, в качестве
интерьера для полезных встреч и общений у камина или за столом. На схеме приведен вариант классификации бань по назначениям. Ясно, что по техническому содержанию и архитектурному облику все эти объекты разные или, по крайней мере, должны быть разными. Но все эти виды бань, естественно, имеют в нашей стране единые исторические корни в лице бытовой деревенской бани (мытной избы), в которой мылись, а заодно и стирались. Такие бытовые бани перебрались в свое время в городские усадьбы (бани-прачки), потом преобразовались в коммерческие общественные (торговые, публичные, народные, общие, промысловые) городские бани, а затем дали жизнь советским городским банно-прачечным комбинатам (И.А. Богданов, Три века петербургской бани, СПб.: Искусство-СПб., 2000 г.). С 1960-1970 годов фабрики-прачечные ввиду высокого уровня специализации машинного оборудования потеряли какую-либо связь с банями. В тот же период городские бани стали уступать место в жизни россиян квартирным ваннам. 1.2. Назначение и технический уровень Детализация сфер назначения проведена нами не только для подтверждения широких возможностей бань и необъятности форм воплощения. Мы ещё хотели подчеркнуть, что бани бывают самыми разными и даже совсем несопоставимыми, поскольку сравнивать можно только объекты строго одного и того же назначения. Архитекторы, дизайнеры и строительные проектировщики (а в еще большей степени заказчики бань) должны использовать назначение как исходную посылку для выбора конструкции путём оценки современности, удачности, перспективности, правильности проекта (то есть путём оценки технического уровня). |
Истинная удача проекта достигается превышением достоинств вашего объекта над достоинствами всех других объектов, может быть, совершенно иных по облику, но обязательно того же назначения. Так, если вы хотите оценить технический уровень вашей мытной бани, то вам лучше сравнивать ее отнюдь не с баней соседа, а со сверкающей никелем и керамикой ванной комнатой. Если вы хотите оценить уровень вашей представительской (гостевой, званой) бани, то вам следует подумать о том, чем же эта баня будет более привлекательна для гостей (причем конкретных гостей), чем ваша гостиная с обеденным столом или беседка с самоваром. Но речь при этом будет идти не только о декоративных достоинствах проекта. Так, например, для многих европейцев абсолютно неприемлемо даже нахождение в обществе в обнаженном виде, а в США и в Австралии посещение общественных саун без купальной одежды вообще запрещено. В то же время для скандинавов нагота скорей всего не представит этических проблем. По мнению известного отечественного психолога профессора Б. Хигира, взаимная нагота для русских является якобы чуть ли не главным достоинством бань (см. БАНБАС, № 1/31, 2004 г.). Во всяком случае входить в русскую парилку в белье действительно просто некультурно, точно так же как не принято выходить к столу обнаженным. Так что у представительских (банкетных, ресторанных) бань имеются серьёзные этические проблемы в среде определённых контингентов населения. Без учета субъективных моментов и без соответствующих технических сопоставлений сказать что-либо о перспективности и полезности конкретных гостевых объектов в конкретных условиях просто невозможно. Точно так же физиотерапевтические бани следует сравнивать отнюдь не с баней сельского знахаря, а с физиотерапевтическим отделением поликлиники, напичканной всевозможными электронными приборами теплосветоводолечения, или бальнеологической ванной санатория. Декоративную (показную) баню придется сравнивать отнюдь не с обликом заводской производственно-бытовой бани, а с интерьером вашего коттеджа. Ясно, что небрежно выполненная баня с невыразительным архитектурным обликом никогда не сможет стать достойным украшением вашего жилища, даже если она будет трижды жаркой. Полезность декоративной, выставленной специально на показ на видном месте бани отнюдь не в том, что в ней в принципе можно мыться или париться: может так случиться, что такую баню никогда не будут даже протапливать. Она нужна как показной символ достатка. |
К сожалению, назначению бани зачастую не уделяют должного внимания. Бывает так, что его даже никак не учитывают и не оговаривают. Например, во множестве изданий (в том числе «научных») вполне серьёзно утверждается, что русская бытовая баня ничем серьёзным не отличается от современных сухих финских саун, разве что лучшей отделкой, ^красивым месторасположением, более высокими температурами и сухостью воздуха. Такая точка зрения крайне наивна. Внешне русская бытовая баня и сухая сауна, может быть, и похожи, но баня предназначена для мытья и стирки, а сухая сауна - и не для того, и не для другого. Таким образом, дачнику, купившему сухую финскую сауну, но забывшему приобрести душ, придется после такой «бани» ехать в город и там мыться. Так что, русскую баню и сухую сауну нельзя даже сравнивать. Если вы хотите оценить истинный технический уровень вашей бани, то вам следует объективно сопоставить ее с лучшими мировыми образцами того же назначения. Однако человек в повседневной жизни проводит сопоставление не только крайне субъективно в соответствии со своими собственными привычками и представлениями, но и выбирает для сравнения лишь те образцы, которые ему доступны территориально, экономически, технически и юридически. Например, сопоставляя свою баню с городской ванной комнатой, вы, может быть, прекрасно понимаете, что ваша баня по мировым меркам явный анахронизм. Но в условиях дачи, может быть в полном отсутствии водопровода и центрального отопления, вы вполне справедливо сопоставляете свою баню с летним душем или даже с тазом воды в жилой комнате. В таком случае вы можете прийти к выводу, что ваша баня - это достаточно прогрессивное решение. Но ваши городские гости, тем не менее, могут иметь иное мнение. | 1.3. Назначение и техническое
содержание С вышеизложенной нехитрой идеологией горожанин, уповая на здравый смысл, как правило, тотчас соглашается, даже не подозревая, что с этого момента его перестанут понимать и соседи по даче, и мастера-строители, и профессиональные банные фирмы. Дело в том, что, к сожалению, понятие «назначение бани» в народе пока практически отсутствует. Действительно, если вы попросите банных мастеров сделать вам лечебную баню, то это ничего, кроме недоумения не вызовет. Вам объяснят, что баня на то и баня, что она и моет, и лечит, и развлекает одновременно. Если вы скажете соседу, что построили баню только для мытья, причем для мытья интимного, то сосед лишь удивится, что это, мол, за баня и зачем такая баня нужна, если в ней нельзя попариться в компании. Если вы обратитесь в высокопрофессиональную банную фирму с просьбой построить настоящую финскую сауну для мытья, то вам скорее всего снисходительно разъяснят, что в саунах нынче не моются, а ваннами и душами в фирме не занимаются, фирма, мол, «веников не вяжет». И при этом будут ссылаться отнюдь не на известный опыт финского народа, веками мывшегося в саунах, а на современные воззрения финских коммерческих банных фирм. Не будет профессионал задумываться и о том, зачем и чем физиотерапевтическая баня (сауна) в модном фитнесс-центре должна отличаться от развлекательной бани в молодежном аквапарке или от представительской бани (сауны) в резиденции крупной компании. |
В сотнях глянцевых журналов и популярных банных книг вам
растолкуют, что бани бывают русскими, финскими, турецкими, японскими, что
бани бывают сухими или паровыми, с кирпичной печью и металлической, каменными
или деревянными, бревенчатыми или каркасными, общественными и частными,
красивыми и рядовыми, богатыми и бедняцкими... Во всех банях вы можете и
отдохнуть, и помыться. Выбирайте сами, какая вам больше по душе и по карману.
Иными словами, для нынешних профессиональных строителей баня - это, как
правило, просто многоликий тип строительной конструкции, а как ее потом
будут использовать, это их не интересует.
|
1.4. Назначение и потребность. Назначение следует рассматривать как функционально-потребительский показатель. Иными словами, в качестве назначения необходимо выбирать конкретную житейскую потребность человека. Ясно, что любитель бани потеет и парится вовсе не для того, чтобы только потеть и париться, так как бы он потел в таком случае с удовольствием днём и ночью безостановочно в тёплой душной одежде. Нет, любитель бани, ждёт от жара и от пота совсем иного и много большего: либо высокого качества мытья, либо развлечения, либо отдыха и восстановления сил, либо лечебного эффекта. При этом сам пот является просто следствием и последствием перегрева тела. Для наглядности проведем методическую параллель с другой бытовой процедурой - приемом пищи. Ясно, что человек принимает пищу вовсе не для того, чтобы принимать пищу. Для приема пищи в целях утоления голода (то есть для удовлетворения первой жизненной необходимости) служат простейшие кухни в квартирах (стол, плита, холодильник, мойка) и объекты быстрого питания на улицах (лотки, бистро, закусочные, пирожковые и т. п.). Для гурманов (любителей), для которых вкусная еда - верх удовольствия, уже потребуется специально оборудованная кухня и объекты общественного питания повышенного уровня (пиццерии, трактиры, столовые, рестораны). Для отдыха и развлечений во время еды в квартирах оборудуются специальные помещения (столовые, гостиные и т. д.), а в общественной сфере кафе, кабаре, рестораны с музыкой, представлениями и т. п. Для представительских целей используются специальные банкетные залы, клубы, резиденции и т. п. Подобное сочетание индивидуальных объектов быта (квартирных кухонь, стиральных машин, телевизоров, ванн и т. п.), используемых повседневно, с общественными объектами быта (типа закусочных, прачечных, кинотеатров, бань и т. п.), используемых эпизодически, является важнейшей особенностью современного городского образа жизни. При этом общественные объекты всё больше приобретают черты развлекательности. Ясно, что поесть, отдохнуть и пообщаться в принципе можно в любом объекте общественного питания, даже в заводской столовой. Но подлинный успех объекта может быть достигнут лишь при должном оформлении объекта с учетом назначения. Причём во всех краях во все времена самые обычные человеческие потребности, объединяя людей, зачастую выступали как нечто большее, чем просто удовлетворение физиологической необходимости. Так, ресторан с музыкой, танцами и представлениями уже не только и не столько еда, а развлекательная баня не только и не столько мытьё. Они становятся средствами общения и развлечения. Причём у русских порой вся прелесть ресторанов и бань неразрывно связана с традиционными особенностями застолья как главными элементами развлекательности, ещё раз подтверждающими широкоизвестный тезис о том, что «веселие на Руси есть питие». А так как «веселие» на Руси, как и бани, приходилось на конец рабочей недели, то неразрывная связь бани с «веселием» стала традиционной и прочно укоренилась в умах многовековой практикой. Так, советское гонение на личные бани было во многом обусловлено молчаливым признанием того, что горячительные напитки в бане порой важнее самой бани, даже мытной. Ну а что касается досуговых бань, то они на то и досуговые, что в них не исключаются элементы «веселия», которые также являются потребностями человека. Вместе с тем ясно, что баня и застолье - совершенно разные по технической и физиологической сущности процедуры, но в части назначения (развлечения) дополняют друг друга настолько, что срастаются в умах людей в единое целое. |
Сила традиций в русском банном деле всегда была очень велика. Для большинства людей само понятие бань накрепко связано с понятиями тех или иных традиций. Именно в традициях видится порой вся прелесть и живучесть банной идеи. Именно прикосновение к «вечному» считается зачастую основным назначением бань. Разрушать этот священный образ - это, конечно же, кощунство по отношению к искренним чувствам ценителей бань. Но раз уж мы ведём объективный непредвзятый анализ, то надо честно признать, что когда говорят о прелести традиций (древних обычаев), то всегда имеют в виду лишь антураж (обстановку процедуры) и прежде всего обаяние элементов прошлого в современности («вздох у ртарины в модерне»). Все люди предпочитают мыться, отдыхать и общаться в достойных современных (и даже ультрасовременных) условиях и готовы принять элементы старины лишь как романтическое украшение, причём лишь в случае развлекательной (или престижной) процедуры. А вот повседневные мытные процедуры вообще не приемлют старины и достойными выглядят лишь в ультрасовременном оформлении. Во всяком случае, многочисленные книжные советы о том, как переделать повседневную квартирную ванную комнату в деревенскую баню обивкой глазурованной плитки деревянными досками), ничего кроме резкого неприятия и отвращения не вызывают. Единственное, что не вызывает сомнений, это то, что самой главной русской банной традицией было само регулярное мытьё в бане, поскольку мыться больше было негде. При этом практически все люди совершенно искренне полагают, что бани зародились в глубокой древности именно как средство для мытья тела. При всей своей кажущейся разумности и очевидности, такая точка зрения тоже крайне наивна. Человек, а тем более древний, никогда не был настолько благоразумным, чтобы поставить вопросы личной гигиены во главу угла при зарождении бань. В отличие от еды мытьё вообще физиологически не предусмотрено природой в качестве жизненной необходимости для млекопитающих, и многие люди в не столь уж отдаленные времена ни разу специально не мылись за всю свою жизнь. | В то же время тепло любят все животные. Более того, теплые помещения жизненно необходимы человеку в холодных климатических районах. С удовольствием греясь у жарких костров, древние люди неминуемо потели, чесались, соскабливали грязь, а при контактах с теплой водой и жгучим паром получали еще большее наслаждение. И только спустя многие тысячелетия заметив, что это приятное времяпровождение (в виде расчесываний и омовений разгоряченного потного тела) способствует сохранению здоровья, человечество осознало мытьё как средство личной гигиены, необходимое для выживания в борьбе с инфекциями, паразитами и недугами. Тем не менее, как сейчас родители заставляют малолетних малышей мыть руки, так и раньше многие поколения предков передавали своим потомкам любовь и привычку мыться отнюдь не генетическим (врожденным) путем, а методом приучения, насилия и даже насаждения через языческие и религиозные обычаи и обряды, в том числе символические ритуалы омовения, очищения и крещения. Регулярное мытьё тела давно уже превратилось в первую жизненную потребность современного культурного человека. Именно в мытье заключается выдающаяся мировая заслуга бань, их великая историческая миссия. Но до сих пор элемент низменного удовольствия и животного наслаждения от самого мытья, от жаркого воздуха и горячей воды остается немаловажным фактором даже в условиях высокой цивилизации и благоустроенности быта. В этом заключается живучесть концепции досуговых бань, которые в настоящее время даже зачастую более популярны, чем мытные. Но и в том случае, когда человек собирался в бане только подлечиться или просто отдохнуть, или согреться, баня все равно его мыла, так уж она устроена. И эта великая двуединая роль (средства одновременно и для и мытья, и досуга) сопровождала бани всю историю их развития вплоть до середины двадцатого века, когда в силу технических и социально-психологических причин эти роли стали постепенно разъединяться. |
1. Сауна. Гигиенич. баня для дачника и садов. |
2. Теория бань. |
3. Дачные бани и печи |