|
|
|
||||||||||||||
1. Баня и Здоровье. Профи и любители. Чемпионат пармейстеров.• Курсы банщиков
Ранее мы говорили о бане, как о строении, как о среде с определённым микроклиматом, как о месте досуга, и т.д. Здесь поговорим о бане, как о наборе процедур для тела человека. С точки зрения профессионалов и любителей пара и веника |
1. Чистота снаружи - гигиена.Баня - это тёплое место с горячей водой, где можно помыться не замерзая. |
1. Мытьё - бесспорная процедура в бане. Экспресс-мытьё на даче. А вот Хошев Ю.М. [1] основной акцент делает на возможности для дачника быстро помыться - захотел помыться, пожалуйста, баня готова в течение часа на своём участке в 6 соток, где нет горячего водопровода. Причём в идеально гигиенических условиях, когда нет и намёка на плесень или гниение, от чего обычно страдают полы деревенских бань. Однако, конечно, в его трёх книжках информации значительно больше, чем просто о "Гигиеничесой бане для дачника…". |
2. Чистота внутри -
|
2 - Гигиена внутри; лимфодренаж; потогонные процедуры Гигиена и санитария. Есть рекомендации для жилья - влажность не менее 50%, температура нагревающих поверхностей - не более 50°С (в больницах и детских садах). Количество кислорода - 20.5-21% при нормальных условиях. С одной стороны разогретому человеку нужно больше кислорода на 5% (при усиленном обмена веществ в парилке), с другой стороны гемоглобин нагретой крови меньше усваивает и переносит кислород. Кроме того, нагрев воздуха и наличие пара уменьшают абсолютное количество кислорода в парной на 4-5% (см Вдох в бане ). Из разговоров со специалистами выяснилось, что человек реагирует на дефицит каждого 1% О2. Всё говорит о том, что в парилке человек испытывает существенные проблемы с дыханием. Иногда говорят, что, мол, это полезно - недостаток кислорода, это модная процедура - гипоксия, это моделирование дыхания высоко в горах. Может где это и полезно, но, по-моему, не в таких стрессовых условиях, как в русской парной, где человек испытывает нагрузки, похожие на бег. Шайки не должны быть деревянными, веники и мочалки - индивидуально для каждого (при неоднократном использовании веника через некоторое время появляется запах мочи). Отсюда следствие - полки-лежаки лучше делать из камня или керамики, как в хаммаме (или пластик) - легко помыть начисто. |
3. Очистка, изменение сознания, перезагрузка |
3 а. Шаман около темаскаля 3 б. Около инипи 3.в.Заползаем в инипи |
Полное обновление. Шаманы и баня.На Юкатане стоит побывать в темаскале - своеобразной бане майя. Этот древний ритуал производится в каждой гостинице, однако лучше отправиться в центр, куда ходят сами местные. В круглой небольшой бане, символизирующей материнское чрево, в полной темноте шаман льет отвар из целебных трав на раскаленные вулканические камни. Вы же обмазываете тело глиной, медом или мякотью алоэ, сливаясь душой с другими участниками церемонии и космосом. Смысл древнего ритуала - обновление человека, осмысление связи четырех стихий. В своих речах шаман сравнивает человеческое тело с землей, кровь - с водой, дыхание - с воздухом и дух - с огнем. С завершением церемонии происходит перерождение. Вы почувствуете себя другим человеком. Воздух покажется особенно вкусным, небо - ярким, будто чисто вымытым, а проблемы - незначительными и разрешимыми.Смерть в «Домике Пота». «Смертельный случай произошёл через 2 часа после начала процедур в «домике пота» (sweat lodge) - два человека оказались мертвы. Полиция расследует дело. Процедуры «Очищение тела и духа» проводил Джеймс Артур Рей, участников было 21 человек, 19 живы, но в плохом состоянии, один – в больнице Представители власти пытались определить, существуют ли документы о том, как построить "домик пота" и как его правильно использовать, а также есть ли инструкции, в которых участники бы предупреждались о рисках процедур. Домик пота – это куполообразное помещение из крупных веток, связанных между собой, покрытое непромокаемыми брезентами и одеялами (рис. Ф.10.2 а). Горячие камни, нагретые в костре рядом с домиком, вносят в него и поливают водой, получая пар. Используют травы для аромата. Рей обескуражен: "Я потерял людей, которых я люблю и действительно забочусь о них." Использование таких домиков пота для духовной и физической чистки организма - это часть культуры нескольких индейских племён, которые их называют инипи и темаскаль.» (Из передачи Си-Эн-Эн в Интернете). Коммент. ◊ Я пробовал похожую процедуру. Мы сидели в инипи, в середине её были горячие камни (вынутые из костра), рядом с ними металлический сосуд с отваром полыни. Ведущий окунал пучок полыни в сосуд и похлёстывал им по горячим камням. Пространство наполнялось душистым паром. Процедура продолжалась минут 30-40. Когда я выполз на свежий воздух, то в течение двух часов голова моя была как бы стянута стальным обручем. Не болела, но была как будто твёрдая и чужая.◊ 3.г. Внутри инипи; Раскалённые камни. В ковше отвар и пучок полыни. |
4. Ламбастинг. |
4 а. Василий Ляхов - мастер пара и веника |
Жизнь не стоит на месте. Появляются новые материалы, машины, культуры и искусства. Оказывается, что эти процессы относятся и к бане. Новые теплоизолирующие материалы и технологии получения тепла в парилке произвели революцию в строительстве и обустройстве парилки. Если раньше был только сруб для деревенской бани, и кирпичное строение для общественной бани, то сегодня появились каркасные конструкции в разнообразном исполнении. И если раньше в бане по-чёрному грели огромную кучу камней прямо огнём, получаемым при сгорании дров, то сегодня в банях по-белому используют три основные конструкции источников тепла - МП, КП и РТ с различными источниками энергии и теплоносителями. Веник традиционно используется для управления паром и теплом с давних времён. И в настоящее время, всё большее внимание уделяется процедурам в парилке. Появляются школы, в которых обучают искусству парить людей и делать массажи. При проведении массажа в обычных условиях (не в парилке) больше половины усилий массажиста идёт на разогрев тела, и лишь после этого массаж начинает давать эффект. В парилке же человек разогревается благодаря нагретой среде (воздух с паром) и обстановке (ИК, контакт с лежаком). Этот нагрев можно сделать более эффективным, если веником нагнетать нагретый воздух с паром на человека, что и делают настоящие любители и профессионалы. БОРРАС: " Римас, руководитель банной академии Литвы и организатор чемпионатов по парению, называет красивым словом ЛАМБАСТИНГ - умение и искусство пользоваться теплом бани с помощью банного веника. Веник в бане МНОГОГРАНЕН, от возможности нагнать тепло, сотворить массаж тепловой, механический, контрастный, ДО укрыться от перегретого воздуха, пара, излучения и прочего". |
5 а. В середине - Василий и Римас. |
4 б Василий Ляхов - мастер пара и веника 4 в. Награждение В. Ляхова на 1-м чемпионате |
1-й чемпионат был проведён в ноябре 2008 года среди мастеров пара и веника в Литве, в г. Друскининкай. Участвовали представители стран Балтии, России и Финляндии. Первым чемпионом стал Ляхов Василий (Россия). Инициатором и организатором был Римас Каваляускас, из Литвы. Я посмотрел в словаре - слово LAMBASTE и удивился - оно означает (разговорное) "бить, колотить, сурово критиковать". Удивление по поводу применения такого слова к приятной процедуре парения веником высказано и в одном англоязычном блоге в Интернете. Автор отмечал, что надо бы предупреждать посетителей бани об ином значении этого слова применительно к использованию веника в парилке, чтобы не пугать людей. Понятно, что дело новое, терминология не отработана. Более того в русском языке есть слово банщик - "работник бани, обслуживающий посетителей (словарь Ожегова С. И.). "Парильня, парная (парилка - просторечие) - отделение в бане, где парятся". Но нет точного слова для мастера пара и веника, который парит посетителя (как, например, устоявшееся слово массажист). 6. К вопросу о терминологии. Сегодня используют слово "банщик", но банщик обслуживает посетителей везде - при входе и в зале отдыха, выдает банные принадлежности и по заказу может попарить, и т.д. Профессионалы пара и веника иногда называют себя пармейстерами, пар-мастерами, мастерами пара и веника или горячей руки, парщиками или парильщиками. А теперь процедуру парения предлагают называть - "ламбастингом". |
5 б. Момент в бане по-чёрному на 2-м Чемпионате Если я в бане парю вениками сам себя - то я любитель пара, парильщик. Если меня парит друг - то мы оба любители. Но если мы в бане заказали услугу парения, то нас будет парить профессионал - пармtqстер. Такие люди проходят обучение в школах мастерства владения паром и веником. Для них устраивают чемпионаты и конкурсы, о которых говорилось выше в разделе 3. Ламбастинг. В общественных банях используют слово "Парильщик" и "Парильщица". В быту люди употребляют слово "Банщик". Таким образом, точное название будет длинным: Банщик-парильщик Банщик-мойщик Банщик-массажист Банщик-уборщик |
Более того, можно задуматься над тем, хорошо ли звучит слово чемпионат применительно к банной теме? Девиз Олимпийских Игр, олицетворяющих физическую культуру, звучит так: "Быстрее, выше, сильнее". Есть ли в банной теме что-то, что надо или можно делать быстрее, выше или сильнее? Может быть, более естественно для состязаний в банной теме использовать слова "Конкурс"? Гильдия печников регулярно участвует в "Фестивале ремёсел", который проводит Палата ремёсел при поддержке правительства Москвы. Пармейстер - это тоже ремесленник, он делает дело своими руками, как и печник (печеклад) выкладывает свою печь. В деле развития банных процедур я понимаю ход мыслей и прогресс таким образом. Мытьё => Парение => Ламбастинг. 1) Раньше называли баней - место, где мылись. 2) Потом функции расширились - появилась парная, где парятся и прогреваются (это глобальная физиотерапия). Чтобы усилить и разнообразить действие тепла в парилке применили веники для нагнетания горячего воздуха с паром, для похлёстывания и припарок. 3) И вот теперь, когда на взгляд инициаторов МАБИ все вопросы с конструктивом парилки решены (например, металлическая печь в парилке, стены которой обшиты липовым горбылём) надо развивать "ламбастинг" - искусство манипулирования веником в парилке. И действительно, иногда, даже интересно смотреть и слушать, как профи пар-мастер отбивают различные ритмы вениками - своеобразный джаз в парилке - это завораживает. Как дирижёр оркестра он на мгновение поднимает веник над головой, загребая сверху порцию горячего пара, театрально взмахивает им, как иногда - пианист, и почти непрерывный поток горячего пара струится на того, которого парят (для него тоже не придумано слово - клиент, гость, жертва, парильщик или парящийся :). Тепловые потоки при этом могут превышать 2000 вт/м2. Напомним, что в жаркий солнечный день летом поток лучистого тепла от Солнца - около 500 вт/м2, который заставляет нас обильно потеть. |
7. Шаман сегодня - умеет бить в бубен и работать на ПК. Шаманские ритуалы применяют в Темаскале-Инипи 8. В. Ляхов на 1-м чемпионате |
Всё о чём пишется в этой книге (и в других по банной теме) и составляет определённый объём знаний о бане, в разных её смыслах. Это есть содержание субкультуры любителей бани, пара и веника. Для развития физкультуры строят стадионы и физкультурно-оздоровительные комплексы - ФОКи, проводят соревнования, организуют спортшколы и проводят уроки в общеобразовательных школах. Это субкультура любителей и профессионалов физического развития тела человека, здорового образа жизни. Аналогично развивается и субкультура любителей бани и пара, для чего издавна строят бани, а сегодня - оздоровительные комплексы, проводят школы и соревнования. Также как не все люди придерживаются физкультуры, так и не все придерживаются банной культуры. Но то, что баня полезна - в этом есть полное согласие у всех жителей России и планеты Земля. "Есть фанаты, которые убеждены в том, что жизнь немыслима без бань, что для русских, мол, баня - это "священная догма, национальная гордость и жизненная сущность". Есть любители, которые относятся к бане более сдержанно - как к приятному престижному отдыху, уважают баню за крепкий пар, обжигающий веник и дружеское застолье. Есть и такие, которые абсолютно равнодушны к каким бы то ни было баням, считая их дремучим анахронизмом, чудом сохранившимся в век ультрасовременных ванн и душей, бассейнов и аквапарков. Дело дошло до того, что в быту и литературе стали порой считать, что русская баня, якобы, ценна именно деревянным зодчеством и дедовскими обычаями, что русская баня не совместима с прогрессом и даже не нуждается в нём, что у неё всё в прошлом, что на смену русской бане пришла современная финская сауна… Многие люди ищут прелесть бань, печей и каминов только в их прошлом, которое подчас представляется им чем-то незыблемым. Они давно уже забыли бубенцы и телеги, лапти и лучины, но сказку про дедушкину баню и печь отчего-то помнят и даже мечтают возродить баню такой, какой она была в древности."" [2] "Двадцатый век стал периодом глубочайшего потребительского и идейного кризиса банного дела (несмотря на существенный технический прогресс), причём настолько сильного, что была утеряна непрерывная нить представлений, тянувшаяся тысячелетиями. Лет сто тому назад любой горожанин и любой крестьянин и в России, и в Финляндии, не задумываясь, твердо сказал бы, что баня (сауна) - это мытьё. Это значит, что в переводе на "современный" язык - баня (сауна) - это ванны и души (когда финн говорит "баня", то он произносит "сауна"). |
|
Мыться или париться? Как-то раз звонит мне печник Заморин Константин (в прошлом журналист и десантник), спрашивает как дела. И добавляет, что, мол, сейчас он парится в бане по-чёрному. Я насторожился, т.к. в бане по-чёрному я ещё не был [6.?]. Дело в том, что в Интернете обсуждается эта тема: мол, баня по-чёрному - это так здорово, это такой дух! Там всё закопчено, поэтому стерильно и бактерицидно! Мол, не случайно, там рожали и хорошо бы родиться в бане по-чёрному, а не в роддоме. Через две недели я приехал к нему в деревню под г.Бологое, где он строил заказчику камин и стильную печь в деревенской избе (!?). Захватил приборы для тестирования бани. Натаскал воды в бочку (около 100л), натаскал дров (всё это через дверные проёмы высотой 120см!). Затопили очаг, повалил дым. Через 40 мин бочка стала гулко "стрелять", через час вода в бочке закипела и она затихла. Топим второй час. И возник вопрос, а когда надо бы париться? Когда баня будет готова? Ведь надо погасить очаг, выгрести угли, чтобы не угореть (печник Сергей Гудимов еле живой остался после помывки в бане по-чёрному, хотя он и сам построил их несколько). Мы вышли на деревенскую улицу и спросили местных - а когда париться? Ответили просто: вода закипит - заходи и мойся. На следующий день я осознал эти слова - для одних баня - это париться, потеть, оздоравливаться и общаться. А здесь в деревне - в бане надо помыться и постирать в тёплом помещении. Когда я приглашал Хошева Ю.М. попариться в "Идеальной бане" (условное название бани, очень хорошей в тепловом и гигиеническом отношении), то он скептически замечал: "Ну, мне-то надо помыться в дачных условиях, где нет горячей воды и душа, а вы там паритесь…" Поэтому и родилась таблица на рис.1. И чтобы закончить с этим вопросом о многообразии назначений разных бань, отметим звёздочкой те бани, о которых будет идти речь дальше. Это, во-первых, бани для мытья и гигиены, а во-вторых, семейные и оздоровительные бани (1 и 6 на рис. 1). |
Разные бани. Чтобы перейти всё-же к делу и ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, рассмотрим рис. 1 (за основу взята схема из [2]).Видно, что бани могут быть для мытья и оздоровления, а могут быть и для досуга и развлечений. И часто бывало, что я, например, говорю о бане, имея ввиду оздоровительные её свойства, а собеседник - говорит о развлечениях. Я говорю, имея ввиду кирпичную печь в бане, а собеседник - металлическую. Может быть разница небольшая? Нет, изучение этого вопроса и в теории [1-3] и в практике [6, 7] показывает кардинальную разницу. "Портреты" парилок (микроклимат + ощущения человека) резко различаются в зависимости от типа источника тепла (см. ниже). рис. 10. Разные бани по функциональному значению. |
Я люблю баню. Ещё в студенческие годы меня познакомил с настоящим паром в Центральной бане г. Москвы мой тренер по парашютному спорту. Однако, ещё и лет 5 назад мне было без разницы, в какой бане греться-париться. Я считал, что хороша та баня, в которой мне удалось помыться и погреться - в прозрачном жарком паре столичной бани, в густом ли тумане красноярской бани или около металлической печи под Питером, у знатного печника. Но вышло так, что мне пришлось заняться баней более глубоко, и не только для себя, но и более объективно, учитывая потребности других людей. Баню я изучал не в плане постройки помещения (как копать траншею под фундамент или как строгать доски - об этом есть великое множество книг с почти одинаковыми текстами). Хотелось понять, как микроклимат бани действует на человека, и что надо сделать, чтобы оздоровление в бане было максимально, а вред - минимальным (нагрев человека в бане - это большой стресс для организма см. например, "Селезнёвка"[6.1]). Ну, и тут, конечно же, пришлось познакомиться с конструктивом парилки, а также материалами используемыми при её создании. Помогло мне в этом моё образование инженера-физика, и упомянутые книги Хошева Ю.М. Проблема бывает и в том, что люди, которые строят бани или печи - сами не всегда любители бани, и им всё равно, какой микроклимат получится в бане. Они рассуждают так: "Что Заказчик скажет, то мы и сделаем". Один печник при этом так и выразился, что печники, которые не являются любителями бани, не имеют морального права класть печи для бань. - проверить в разделе 0 или 1 повтор Я долго думал о том, какая баня лучше? Я уже упоминал, что мой личный подход заключался в том, что хороша та баня, в которой я греюсь-моюсь-парюсь, хорош тот автомобиль, в котором я еду (еду туда, куда хочу, и останавливаюсь там, где захочу). Когда я стал пристальнее рассматривать вопрос о банях и банных процедурах, то увидел большое разнообразие мнений. Некоторые совпадали с моей точкой зрения, другие - противоречили её. Весь букет мнений можно увидеть на форуме РусБани.ру. Вот, например, набор требований (ТЗ) одного из дачников (инженера) с форума (ZYBY): 1. Баня должна состоять как минимум из 3-х частей: парилка, мыльная, предбанник ( а не все вместе). 2. Топить баню из предбанника и не более 40 минут! 3. Бак с водой должен быть в мыльной! (а не висеть на трубе в парилке). 4. Все должно быть направлено на увеличение КПД бани ( 2-3 закладки дров и 110 градусов). 5. Конструкция должна быть такова - регулировка условий парения "на любителя". 6. Стоимость бани должна быть посильна "рядовому инженеру" и построить её можно было бы в одиночку с периодическим подсобником. От форумчан было и возражение к одному пункту - мол, вначале надо предусмотреть меры пожарной безопасности, а не гнаться за максимальным КПД. На другом полюсе мнений о бане - предложения от печников своих кирпичных массивных печей, которые долго держат тепло после протопки, так что париться можно и на следующий день, а мыться в тепле и через день. Топить такие печи надо 5-7 часов, что явно противоречит представленному выше ТЗ. |
6. Разнообразие требований к бане. Обычно люди определяют баню по температуре в парилке или по названию. Например, в бане 100°С - это хорошо! Или: хаммам - это душно, там нет "лёгкого пара". Такие простые штампы, часто наивные и ошибочные, и определяют в основном нашу жизнь (например, "в праздник должно быть вино на столе"). Это наши традиции, и люди в основном идут по проторенной колее. Однако есть и другие, более глубокие и интересные точки зрения о бане. Сколько ни говори слово "халва" во рту слаще не станет. И сколько ни произноси слова "хамам", "русская баня" или сауна - ясности нет, пока мы не уточним множество параметров, которые и составляют своеобразный портрет парилки (см. раздел Микроклимат).
|
Сауна в Дип.Академии. Однажды на выставке в приятной компании меня пригласили в "русскую баню", расположенную в Дипломатической Академии (м. Красные Ворота). Шёл я в русскую баню, а попал в жёсткую обжигающую суховоздушную сауну "по-русски" с металлической печью [7.1]. Температура - более 100°С, веник быстро сохнет, рядом раскалённый металл и камни, на теле пятна ожогов. Воспоминания очень неприятные, хотя компания состояла из интересных и приятных людей. И люди искренне верят, что в баню надо входить, как в горячий цех, одев колпак и рукавицы, захватив подстилки, чтобы не обжечься и т.д. Считают, что парилка - это зона риска. Ильдар (занимается мед. оборудованием) под вениками кричал: "Гестапо, хватит!" Сергей (журналист и психотерапевт) умолял полить холодной водой... У меня были ожоги от соприкосновения с перилами и полком. И целый день болела голова (что вообще бывает очень редко). Видимо, надышался угаром. На термометре было 100 гр. С. Рядом раскаленные металл и камни. Антон, который меня пригласил и был основным, парил нас вениками и рассказывал, что когда он парил на Гавайях американцев, то многие тоже орали. Но один молчал. - Почему ты молчишь? - спросил Антон. - Индейцы молча переносят пытки, - был ответ. |
Лаборатория тестирования бань и саун. Многие люди не понимают, что такое баня и, в частности, Русская баня. Вот если бы зайти в парилку с приборами и протестировать её, составить "портрет" этой парилки (тепловые потоки, температурные поля и т.д.) и сравнить бы это с нормальными рекомендациями (которые, к счастью, существуют), то люди бы задумались - терпеть ли эту душегубку, эту дикую процедуру, или, наконец, подумать о хорошем, о настоящей бане.... (Есть, конечно, вероятность, что им будет неприятна правда, они обидятся и будут раздражены). И я сильно задумался (2005) о создании лаборатории для тестирования бани (http://forum.rusbani.ru/ => Какая она баня => Тестирование бань и саун - http://forum.rusbani.ru/viewtopic.php?t=887&start=0 ) . |
Субкультура (из Википедии). - система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Самоидентификация и символика проявляются лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличить своих от чужих (как на войне или в драках фанатов). Раньше культура не делилась на так ярко выражено "взрослую" и "молодежную" - независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. п.. Сегодня у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Это панки, стиляги, диггеры. растаманы, велосипедисты, футбольные фаны, ниссановоды, пользователи компьютером, социальных интернет-сетей, геймеры и т.д. |
ВелоТриал. Сделаю небольшое отступление для сравнения. Для меня велосипед (да и для многих других) - это транспорт. Сел, доехал до магазина за покупкой или до озера - искупаться. Я и в школу ездил на велосипеде, мне разрешали оставлять его под лестницей. (И не могу вспомнить, как я решал проблему того, что я, наверное, потел в дороге и шёл на урок - всё же 6 км в один конец). Но я и представить себе не мог, что через 40 лет велосипед будут использовать не для езды, а чтобы прыгать на месте. Например, можно встретить такие инструкции: "С помощью пробивки выполняются дропы, гепы, прыжки в высоту, испанка - прыжок, заключающийся в прокидывании велосипеда вперед, при этом тело райдера почти не смещается. После приобретения прочного навыка в прыжках на велосипеде через препятствие можно переходить к обучению прыжкам в сторону, так как велосипедист должен уметь перескочить через рельс... Этот вид спорта называется велотриалом, заключается в преодолении препятствий на велосипеде и не только". Ещё появились танцы на велосипеде (флэтленд) Flatland (англ. flat - плоская, land - поверхность. и т.д. Да, время течёт, нравы меняются, возникают новые виды спорта, искусства. Импрессионизм, кубизм, примитивизм, банное искусство, ламбастинг. Артист пара и веника - а что, звучит неплохо! Эх, отстаю от жизни... Правильно, президент Медведев говорит, что надо поменять всех чиновников и преподавателей на молодых. |
Религия и наука. Тысячи лет назад самыми просвещёнными людьми были жрецы. Их слово было законом, даже для правителей. "Вначале было слово…". Постепенно жрецы придумали сценарий нашей жизни, не утруждая себя проверкой и обоснованием своих слов. Однако были другие люди, которые хотели всё проверить и доказать. Может они пошли от Фомы неверующего (их мало, среди апостолов - всего 1 против 11). Так зарождалась наука, трудами философов и алхимиков. И в религии и в науке люди придумывали гипотезы и сценарии - для этого работает творческая фантазия человека. Однако, в науке всё проверяют и доказывают, а необоснованное отбрасывают. А в религии считают это излишним - требуется безоговорочная вера и исполнение обрядов. В банной теме такая же ситуация. |
Для многих людей (11 против 1) - разговоры о бане - это религия. Они безоговорочно верят в целебные силы бани. Для людей - баня это мечта, хорошее настроение, это здоровье. И многие строят или заказывают (покупают) не столько баню с печью, а свою мечту. Но оказывается, что есть люди, которые боятся входить в парилку. В разговоре со мной одна женщина так и воскликнула: "Вот почему мне в бане дурно!" - речь шла о недостатке кислорода в парилке [6]. И я знаю высокопоставленного чиновника, который в бане умер - не выдержало сердце при неправильных процедурах (распитие алкоголя) в бане. Из интервью с Эльдаром Рязановым: "Баню я ненавижу. Как-то ещё в детстве меня затащили в парную, а я там потерял сознание. Меня вытащили из бани, и больше я туда не заходил. Я вообще бани не люблю".(Московская среда, №2, 14.03.09. с.10) |
Из
книги Хошева Ю.М. - Терия бань - М, 2006 Ясно, что любитель бани потеет и парится вовсе не для того, чтобы только и просто потеть и париться. Иначе он бы потел с удовольствием днём и ночью безостановочно в тёплой душной одежде. Нет, любитель бани, ждёт от жара и от пота совсем иного и много большего: либо высокого качества мытья, либо развлечения, либо отдыха и восстановления сил, либо лечебного эффекта. При этом сам пот является просто следствием и последствием перегрева тела. Для наглядности проведем методическую параллель с другой бытовой процедурой - приемом пищи. Ясно, что человек принимает пищу вовсе не для того, чтобы обозначить акт приёма пищи. Чтобы утолить голод (то есть для удовлетворения первой жизненной необходимости) служат простейшие кухни в квартирах (стол, плита, холодильник, мойка) и объекты быстрого питания на улицах (лотки, бистро, закусочные, пирожковые и т. п.). Кулинарные изыски и богатая сервировка при этом не очень важны. Можно насытиться и бутербродом. А напиться простой родниковой водой, наклонившись к источнику и зачерпнув воды ладонью. Для гурманов (любителей), для которых вкусная еда - верх удовольствия, уже потребуется специально оборудованная кухня и объекты общественного питания повышенного уровня (пиццерии, трактиры, столовые, рестораны). Для отдыха и развлечений во время еды в квартирах оборудуются специальные помещения (столовые, гостиные и т. д.), а в общественной сфере кафе, кабаре, рестораны с музыкой, представлениями и т. п. |
Для представительских целей используют специальные банкетные залы,
клубы, резиденции и т. п. Подобное сочетание индивидуальных объектов быта (квартирных кухонь, стиральных машин, телевизоров, ванн и т. п.), используемых повседневно, с общественными объектами быта (типа закусочных, прачечных, кинотеатров, бань и т. п.), используемых эпизодически, является важнейшей особенностью современного городского образа жизни. При этом общественные объекты всё больше приобретают черты развлекательности. Ясно, что поесть, отдохнуть и пообщаться в принципе можно в любом объекте общественного питания, даже в заводской столовой. Но подлинный успех объекта может быть достигнут лишь при должном оформлении объекта с учетом назначения. Причём во всех краях во все времена самые обычные человеческие потребности, объединяя людей, зачастую выступали как нечто большее, чем просто удовлетворение физиологической необходимости. Как, ресторан с музыкой, танцами и представлениями уже не только и не столько еда, так и развлекательная баня не только и не столько мытьё. Они становятся средствами общения и развлечения. Причём у русских порой вся прелесть ресторанов и бань неразрывно связана с традиционными особенностями застолья как главными элементами развлекательности, ещё раз подтверждающими широкоизвестный тезис о том, что «веселие на Руси есть питие». А так как «веселие» на Руси, как и бани, приходилось на конец рабочей недели, то неразрывная связь бани с «веселием» стала традиционной и прочно укоренилась в умах многовековой практикой. Так, советское гонение на личные бани было во многом обусловлено молчаливым признанием того, что горячительные напитки в бане порой важнее самой бани, даже мытной. Ну а что касается досуговых бань, то они на то и досуговые, что в них не исключаются элементы «веселия», которые также являются потребностями человека. Вместе с тем ясно, что баня и застолье - совершенно разные по технической и физиологической сущности процедуры, но в части назначения (развлечения) дополняют друг друга настолько, что срастаются в умах людей в единое целое. |
1.Чисто снаружи. 2.Чисто внутри. 4.Ламбастинг-Чемпионы. 5.СубКультура. |
5. Правила-Чемпионата. 6. СаунаСпорт |
7. Элементы банного мастерства. |